воскресенье, 8 марта 2009 г.
Перец и мимоза
— Мимоза, ты слишком пушистая и грязная — твоя пыльца осядает на моих пальцах!
— Перчик мой, я боюсь твоего огня, ты прожжешь меня, слезай!
— Нет, лохматка, я привык к гладким мулаткам. Эти перечницы как будто нашпигованы порохом! Стряхни лишнее, и ты получишь орден моей кухни.
— Оголиться? Тогда моя чашечка будет похожа на круглое и глупое лицо фарфоровой куклы или еще хуже — маленькой девочки. Неужели ты заставишь меня пищать?
— О! Тогда ты получила бы не орден, а герб всех перцовых кладовых.
— Но я буду чувствовать себя не цветком, а кожей после бритья.
— О которую так приятно тереться, ты хотела сказать?
— Нет, это излишество: если я буду голой, незащищенной, начну чесаться, как от укуса комара. Зачем нам воспаление?
— Взгляни сюда, под темный навес: я, краснея, стремлюсь к тебе, чтобы обжечь!
— Я и так горю от стыда, уже сдула пыльцу и покрылась пупырышками-ссадинами, ай, жжет!
— Моя дорогая, ты стала идеальной перечницей для старого перца! Не поесть ли нам вместе борща?
В январе моя хозяйка добывает семена, луковицы, запасается садовым инвентарем, читают справочную литературу, то есть готовится. Она прочила в Интернете, что в этом месяце рекомендуется осмотреть участок, лучше – сфотографировать. Не спрашивайте, откуда я все это знаю. Дело в том, что ритуал повторяется из года в год.
Итак, хозяйка купила семена, микропарник, состоящий из пластмассового днища, легкие горшочки и прозрачную крышку, а также притащила из машины большой пакет с землей. Сделав лунки в почве, положила по семечку, припорошила землей и полила. Оставила на подоконнике всходить.
Спит она в этой же комнате и все время встает, чтобы проверить свое сооружение. Успокоившись, что на прозрачном покрытии еще есть капли воды, укладывается досыпать.
Я между тем чувствую себя отлично несмотря на то, что лежу в мокрой и не очень теплой земле. Очень хочется солнца. Хочется наконец отбросить липкие комья, распрямиться и выглянуть в окно.
Пока я мечтаю о приходе весны, слышу звонкий голос:
— Папа, смотри, какую веточку мимозы мы купили!
Очень скоро рядом с моим ящиком на подоконнике начинается возня. Кто-то ставит вазу, наполняет ее водой. Я слышу, как льется вода из лейки, и догадываюсь о приятном соседстве. Значит, мимоза. Вот напугается, когда услышит меня ночью!
— Позвольте познакомиться, — пристаю, как и полагается жгучему перцу. В доме все спят, даже неугомонная хозяйка, и можно поболтать с соседкой. Я уже все знаю про нее, не зря это прелестное создание называется «мимоза стыдливая», вот сейчас от смущения она сложила зеленые веточки, опушенные нежными листочками. Золотистые шарики задрожали от волнения.
— Простите, я вас не вижу. И вообще я не знакомлюсь…
— На улице? – перец засмеялся от удовольствия, — Я ваш сосед, лежу в парнике и надеюсь на скорейшее свидание с вами, австралийская акация*. Уверяю, что вы не пожалеете!
— Хм, конечно, если вы уже наслышаны обо мне, почему бы не познакомиться? Но вот только я ничего о не знаю о вас…
— Как же, как же! Наверняка вы видели, как наши хозяева находят черные горошинки в супе. Выбрасывают за ненадобностью, но мы не обижаемся: наша сила в запахе и вкусе, который передается всему блюду. Мы, перцы, отдаем себя людям, которые, действительно, не очень представляют истинную жизнь.
— Не будем о грустном! Лучше расскажите, откуда вы родом?
— Я — черный перец. Как вам, просвещенной австралийке, известно, представляю собой лиану тропических лесов Индии и островов Ява и Цейлон. Вы, вероятно, представляете, что на моем стебле вырастают корешки, ими я и цепляюсь за стволы и ветки деревьев. Поэтому всегда стараюсь дать понять своей хозяйке: если она собирается сажать меня в домашних условиях, ей нужно помнить, как я люблю обвивать деревья! Конечно, в небольшом горшке мне достаточно какой-нибудь палочки-поддержки. Дорогая мимоза, смею ли я надеяться, что когда вырасту, смогу нежно обнять и ваш стан?
— Я видела, как люди едят зеленые и красные, иногда желтые сочные перцы. Наверное, мы говорим о разном? По крайней мере эти мясистые господа не делают мне таких предложений.
— Черный перец, который наши меньшие братья добавляют в качестве приправы в суп, совсем из другой породы. Из моих цветков, собранных в соцветия, образуются сначала красные, затем желтые ягодки, которые при высушивании на солнце становятся настоящим «черным перцем».
— Да-да, понимаю. Вероятно, вы имеете в виду тот перец, который ценился, как золото, еще в средние века. Им расплачивались. Купцов называли в те времена не «денежными мешками», а «мешками перца».
— Именно так. Черный перец – пряность, так же, как гвоздика, корица, ценился, как лекарственное, согревающее и улучшающее пищеварение средство.
— Теперь я понимаю, почему эти толстяки, мясистые и сочные, казались мне самозванцами. Вы – совсем другое дело! Каждая мимоза любит ушами, и мне приятен ваш голос, даже если он раздается из-под земли в буквальном смысле. Хотите, расскажу вам про себя?
— Извольте, — обрадовался черный перец.
— В научных кругах я известна как Mimosa pudica, то есть чувствительная. Один знаменитый ученый – вы конечно слышали – Бооз – выступил с учением, согласно которому в моих листьях и стеблях имеются особые тяжи, вроде сухожилий, которые он назвал нервами. Эти самые штуковины по мнению Бооза выполняют функцию быстрого проведения раздражений от одного моего органа к другому. Я понятно изъясняюсь? – мимоза опустила листья в сторону ящика с землей.
— О да, я наслаждаюсь в предвкушении нашей встречи, уже вижу ваши прелестные органы, моя стыдливая подруга! – перец вздыхал, стараясь придать своему голосу как можно больше жгучести.
Мимоза приподняла листочки, как будто всплеснула ручками: ну что возьмешь с этих ловеласов? Ученый Бооз прикасался к ней, и стыдливое растение опускало главный черешок, а вторичные растопыренные черешочки веерообразно сближались. Листья красавицы приподнимались, складывались попарно и, вместо перпендикулярного к черешку положения, направлялись вперед, черепицеобразно, налегая друг на друга. Этот противный Бооз добивался ответной реакции всех листочков чувствительного куста. Он защитил докторскую диссертацию, доказав, что листовое сочленение мимозы сходно с мускулом животного. Ученый никак не мог угомониться и задался вопросом: есть ли нервная система у мимозы? Растение не могло без улыбки наблюдать, как всполошился весь ученый мир. Кто-то выступил с теорией, по которой передача раздражения у мимозы сводится к внезапным передвижениям воды. Кто-то установил гормональную природу передачи раздражения в ее стебле. Мимоза не захотела сообщать все подробности жгучему перцу. Ей неприятно было предстать перед соседом в роли жертвы человеческого невежества. Она лишь обмолвилась:
— Эти глупцы подвергали сомнению существование у меня нервной системы!
— Дорогая, мне грустно наблюдать бесконечные ошибки наших братьев. Право, они ведут себя, как злые дети.
— Перчик мой, — вы позволите называть вас так? — давайте лучше поговорим о странностях любви, – мимоза стыдливо приподняла листики, потянувшись к ящику всем своим пушистым существом. О любви она кое-что знала…
…Когда-то жили-были колобки, эдакие шарообразные существа, с четырьмя руками, четырьмя ногами, двумя совершенно схожими лицами. Ходили они так же, как и современные люди, но для скорости перекатывались колесом на своих восьми конечностях. Это были не мужчины и женщины, а нечто единое и целое. Сила у них была огромная, как физическая, так и умственная. Они были бессмертны. Зевс разрезал колобков пополам, как режут яблоко или яйцо. Затем он повелел Аполлону повернуть им шеи и лица наперед, чтобы они всегда видели этот разрез и смирялись. Зевс переставил их детородные органы тоже наперед, ибо раньше колобки имели их позади и производили, а также рожали в земле, наподобие кузнечиков и цикад. После вмешательства Зевса рождение стало происходить благодаря соединению мужчин и женщин…
— Но послушай, мимоза, наверное, ты все это рассказывала самому Платону, не так ли?
— Да, я рассказала, надеясь, что известный философ сможет донести до людей одну простую мысль.
— Какую же, прелестница?
— Мне кажется очевидным то, что мы, растения, не наказаны богами, нас не разделили так жестоко, как людей, мы бессмертны благодаря…
— Чему же?
Вдруг в комнате зажегся свет. Взлохмаченная хозяйка в одной ночной рубашке подошла к окну. Вынула ветки мимозы из вазы, прошаркала в прихожую и опустила их в мусорный пакет, приготовленный к выносу на улицу. Потом она приблизилась к перцу, приподняла прозрачную крышку, ткнула пальцем в сухую землю, ухмыльнулась и отправилась досыпать.
* По происхождению известное нам растение является австралийской акацией
вторник, 24 февраля 2009 г.
О происхождении черного перца
С перцами я разговариваю...
- Я ведь ничего о не знаю о вас…
- Как же, как же! С детства вы знаете о нас, когда находите черные горошинки в супе. Выбрасываете за ненадобностью, но мы не обижаемся: наша сила в запахе и вкусе, который передается всему блюду. Мы, перцы, отдаем себя людям, которые, действительно, не очень представляют нашу биографию.
- Ну так расскажите, откуда вы родом?
- Черный перец – это лиана тропических лесов Индии и островов Ява и Цейлон. На стебле этого перца вырастают корешки, ими он цепляется за стволы и ветки деревьев. Поэтому если вы хотите сажать нас в домашних условиях или оранжереях, помните, что мы любим обвивать деревья! Конечно, в небольшом горшке нам достаточно какой-нибудь палочки-поддержки.
- Я привыкла есть зеленые и красные, иногда желтые сочные перцы. Наверное, мы говорим о разных вещах?
- О! Черный перец, который вы добавляете в качестве приправы в суп, совсем из другой песни. Из его цветков, собранных в соцветия, образуются сначала красные, затем желтые ягодки, которые при высушивании на солнце становятся «черным перцем».
- Да-да, вы имеете в виду тот перец, который ценился, как золото, еще в средние века. Им расплачивались вместо денег. Купцов называли в те времена не «денежными мешками», а «мешками перца».
- Именно так. Черный перец – пряность, так же, как гвоздика, корица, ценился, как лекарственное, согревающее и улучшающее пищеварение средство.
- Надо же! Я покупаю свежие перца, мясистые и сочные, и думаю, что к черному перцу они не имеют никакого отношения.
P.S.
Пе́рец чёрный (лат. Píper nígrum) — многолетнее лазящее растение с полуодревесневшим гибким, тонким стеблем, достигающим длины 10-12 м, и воздушными корнями, образующимися на узлах. Листья простые, яйцевидные, кожистые, очередные. Цветки мелкие, серо-жёлтые или белые, собранные в рыхлые соцветия длиной 7-10 см. Плод — округлая односеменная костянка 3-5 мм в диаметре, зелёная, при созревании краснеющая, высушенная — чёрная. Незрелые высушенные плоды дают пряный продукт — чёрный перец.
понедельник, 23 февраля 2009 г.
ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Человеческий глаз видит только часть лучей, из которых состоит солнечный свет. Этот свет раскладывается на различные цвета спектра. Мы можем наблюдать это на примере радуги, где благодаря преломлению света представлены семь цветов спектра.
Люди с хорошим зрением различат в ней фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Не все цвета солнечного спектра одинаково важны для растений: все равно, растут ли они в комнате или на улице. Для процесса фотосинтеза прежде всего необходимы синий и красный цвета. Это стоит учитывать, устраивая искусственное освещение для растений. Если Вы, например, повесите над ними обычную лампу накаливания, то, на первый взгляд, растения будут достаточно освещены. В действительности же лампа накаливания преобразует в свет только 5 процентов получаемой электроэнергии, остальная же ее часть теряется в виде тепла. Спектр излучения этой лампы составляет, в основном, красный цвет. Поскольку синий цвет отсутствует, рост растений замедляется, а их стебли становятся тоньше. Итак, для освещения растений следует использовать лампы, в спектре излучения которых присутствуют как синий, так и красный цвета. Для глаза свет этих ламп кажется несколько непривычным. В специализированных магазинах можно найти разнообразные модели: подвесные, настенные или на штативах, которые хорошо впишутся в интерьер квартиры.
Самые распространенные типы ламп для домашнего пользования следующие:
•. Ртутная лампа высокого давления (сокращенно НРL или НQL),
• Галогеновая лампа высокого давления (сокращенно НPI или НQI),
• Люминесцентные лампы.
Лучше всего подвесить лампу над растениями. При боковом освещении они растут, вытягиваясь в сторону источника света. Минимальное расстояние от растений до лампы должно составлять 25 - 50 см. Это необходимо, чтобы уберечь растения от чрезмерного теплового излучения. Если растения освещаются только искусственным светом, то лампы должны гореть не менее двенадцати часов в день. Если же искусственное освещение используется только как дополнительное, например, в зимнее время, то достаточно четырех-шести часов.
Уход за растениями, свет и освещение
Для того, чтобы растение могло нормально расти и разбиваться, ему необходимо достаточное количество света. Удивительно, как многообразны невидимые для нас химические процессы, происходящие в растении. Важнейшим из них, конечно же, является фотосинтез, когда растение преобразует получаемые им из воздуха воду и углекислый газ в углеводные соединения и выделяет при этом кислород. Углеводные соединения являются основой для образования биологических тканей, без фотосинтеза невозможен был бы рост растения. Но помимо углерода и воды, для фотосинтеза растению необходима также и энергия, то есть солнечный свет.
ШКАЛА ОСВЕЩЕННОСТИ
Освещенность измеряется в люксах. На нашей широте в ясный солнечный день на улице ее максимальное значение составляет около 100 000 люксов, а среднее значение колеблется между 30 000 и 50 000 люксов; при сильной облачности она понижается до 5 000 люксов. В комнате же эти показатели, конечно, иные. Солнечный свет не падает непосредственно на растения, какая-то часть его задерживается оконными стеклами, а возможно также и растущим перед окном деревом или опущенными гардинами.
Летом непосредственно у окна освещенность составляет от 3 000 до 5 000 люксов. В центре комнаты она значительно меньше: на расстоянии 2-3 метров от окна ее значение составляет всего лишь 500 люксов. Зимой уменьшается не только световой день, но и интенсивность освещения: вблизи окна она равна всего 500 люксов, в центре же комнаты и совсем почти темно.
ИЗМЕРЕНИЕ ОСВЕЩЕННОСТИ
Обычно комнатные растения нуждаются в освещенности от 500 до 3 000 люксов. При интенсивности освещения 500 люксов могут расти только самые теневыносливые из них. Большинство же растений при таком скудном освещении вскоре исчерпывают все свои жизненные ресурсы и в конце концов начинают чахнуть. Потребность растений в свете зависит также от температуры в помещении. Следует учитывать основное правило: чем теплее в комнате, тем больше света необходимо растению. Из этого следует, что зимой тяжелее всего приходится растениям в плохо освещенном и отапливаемом помещении.
Если Вы хотите сами определить освещенность в комнате, приобретите люксометр: этот измерительный прибор прост в обращении. С помощью фотоэлемента он довольно точно определяет освещенность.
ИЗБЫТОК ИЛИ НЕДОСТАТОК СВЕТА
Имея некоторый опыт, можно определять освещенность в комнате просто "на глаз".
Обратите внимание на то, как долго днем в ней "гостит" солнце. Прежде всего критически осмотрите Ваши растения они сами лучше всего скажут Вам, достаточно ли им света.
Сигналы, говорящие о недостатке света:
• Многие растения довольно быстро, буквально за несколько дней, могут приспособиться к недостаточному уровню освещенности. Тем не менее, рано или поздно они обнаруживают симптомы, свидетельствующие о том, что им не хватает света. Рост растения замедляется.
• Расстояние между вновь образующимися листьями и побегами увеличивается, стебель становится тоньше.
• Вновь образующиеся листья несколько меньше по размеру Нижние листья желтеют и опадают.
• Цветущие растения образуют мало бутонов, и при этом они бледнее, чем обычно, бутоны не развиваются и опадают.
• Пестрые листья становятся зелеными.
Что следует предпринять
Конечно, проще всего переставить растение на более светлое место. Если из центра комнаты Вы передвинете его всего на метр ближе к окну, этого уже может быть достаточно. Но есть и другие возможности. Солнечный свет задерживают запылившиеся оконные стекла, а также пыль, оседающая на листьях растений. С крупных листьев ее осторожно удаляют мягкой тряпочкой, а растения с мелкими листьями опрыскивают теплой водой. Следует учитывать, что этот способ не годится для растений с опушенными или нежными листьями, а также для кактусов и суккулентов.
Сигналы, свидетельствующие об избытке света
В наших квартирах растения чаще страдают от недостатка света, чем от его избытка.
Прямые солнечные лучи оказывают на растения нежелательное тепловое воздействие и могут даже привести к ожогу листьев. Чаще всего сигналы о том, что освещение для них слишком сильное, подают тенелюбивые растения, которые поместили на солнечном окне.
• Хотя земля достаточно влажная, листья днем поникают.
• Листья, на которые падают прямые лучи солнца, желтеют — сначала по краям, а затем и полностью.
• В самом худшем случае, когда листья — частично или целиком становятся коричневыми и засыхают, можно даже говорить о "солнечном ожоге".
Что следует предпринять
Здесь также самым простым решением является перестановка растения. Отодвиньте его немного от окна или переставьте в менее солнечную комнату. Если это невозможно, достаточно опустить на окне жалюзи, чтобы защитить растения от полуденного солнца. Если надо затенить не все растения, а только некоторые, то на внутренней стороне окна можно закрепить лист бумаги или картона соответствующего размера. Можно также специально смастерить деревянную раму и обтянуть ее бумагой или материей.
ПРАВИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ РАСТЕНИЙ
Наши растения предъявляют различные требования к освещению. Как же найти для них подходящее место в нашей квартире. Обычно различают светолюбивые растения, растения, предпочитающие полутень и теневыносливые растения. Что касается размещения, то светолюбивые растения помещают обычно на южное окно, предпочитающие полутень — на восточное или западное, а теневыносливые — на северное. Однако это лишь самые общие рекомендации. Иногда для теневыносливых растений вполне подходит и южное окно, например, если оно затенено растущим рядом деревом или крышей соседнего дома. Кроме того, не забывайте, что даже светолюбивые растения необходимо притенять от жаркого полуденного солнца.
воскресенье, 22 февраля 2009 г.
Моя растительная жизнь
Февраль, перцы
открываю сезон и начинаю писать дневник садовода.
В январе заботливая хозяйка и нередко хозяин добывают семена, луковицы, запасаются садовым инвентарем, читают справочную литературу, то есть готовятся. В этом месяце рекомендуется осмотреть участок, лучше – сфотографировать.
В феврале я купила семена перца, микропарник, состоящий из пластмассового днища, легкие горшочки и прозрачную крышку, а также запаслась большим пакетом с землей. Сделав лунки в почве, положила по семечку, припорошила землей и полила. Оставила на подоконнике всходить.
Я сплю в этой же комнате и все время думаю о перцах. Как им дышится? Не кончилась ли водичка? Среди ночи вскакиваю, проверяю. Успокоившись, что на прозрачном покрытии еще есть капли воды, засыпаю.
С перцами я разговариваю.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)